Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.
- ГАПС 2020 Заведующий МАДОУ ДС № 10 "Белочка" "Освоение программ дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в том числе в сетевой и дистанционной формах" (pdf)
- ГАПС 2020 Заведующий МАДОУ ДС № 10 "Белочка" "Освоение программ дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в том числе в сетевой и дистанционной формах" (презентация)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
1. Общие сведения | |
Населенный пункт | город Нижневартовск |
Дата основания образовательной организации | 15.12.1977г. |
Действующий официальный сайт образовательной организации | |
С какого периода реализуется инклюзивное образование | Инклюзивное образование реализуется с 2015 года |
Контингент образовательной организации | Всего численность обучающихся в 2019 - 2020 учебном году - 616 человек в возрасте от 1 года до окончания образовательных отношений. Контингент детей с ОВЗ(47 человек) и 6 детей-инвалидов (8 человек) - 9% от общего числа обучающихся. Среди обучающихся с ОВЗ присутствуют обучающиеся: с нарушением опорно-двигательного аппарата –3, с умственной отсталостью - 3, с расстройством аутистического спектра – 2, с задержкой психического развития – 24, с тяжелыми нарушениями речи – 27. В МАДОУфункционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (20 детей) и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (20 детей). Помимо этого, в детском саду реализуется модель организации коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности, совмещающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов с детьми, не имеющими нарушений развития. |
Реализуемые образовательные программы | В МАДОУ разработаны и реализуются программы: - дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности "Логомассаж"; - дополнительная общеобразовательная программа психофизической направленности «Волшебная комната» |
Наличие доступной среды | МАДОУ имеет 4 элемента доступности: адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы, доступные входные группы и доступные санитарно-гигиенические помещения; достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок, при входе в здание установлена вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на желтом фоне, в помещениях имеются тактильные таблички, установлен звуковой маяк и кнопка вызова помощника, что говорит о наличии архитектурной среды, необходимой для принятия детей с ОВЗ с широким спектром заболеваний.Подробнее |
Сведения о педагогических работниках (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагог- психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, социальный педагог, тьютор, ассистент (помощник) | Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: 49 воспитателей, 3 музыкальных руководителя, инструктор ФИЗО. Все специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ |
Служба психолого-педагогического сопровождения | Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога, 3 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре. |
Психолого-педагогический консилиум | В детском саду организована работа психолого-педагогического консилиума, в состав которого входят представители администрации (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе), учитель-дефектолог, педагоги-психологи, учителя-логопеды. Положение о психолого-педагогическом консилиуме утверждено приказом № 545 от 17.10.2019г. |
Численность детей, обучающихся на дому за последние 3 учебных года | Обучение на дому не предусмотрено Уставом МАДОУ |
Сетевое и межведомственное взаимодействие | В рамках социального партнерства заключено соглашение о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с Нижневартовским многопрофильным реабилитационным центром для инвалидов. Специалисты Центра (педагоги, логопед, психолог, медицинский работник) проводят коррекционно-развивающую работу с обучающимися на базе МАДОУ |
2. Существующая практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в образовательной организации |
|
Нормативно-правовые документы (федерального, регионального и муниципального уровней), локальные акты организации, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
- «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями - «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) - «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н - «Об образовании» - Закон Российской федерации от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009) - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р - «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.) - «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 - «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 - «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) - «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 - "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г. - "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 - "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 - "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 - "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года. - "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва - "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Приказ №1309 от 09.11.2015
|
Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации |
Основная цель образовательной организации в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями Задачи: 1.Создание условий для перехода к инклюзивному образованию: 1.1. организация адаптивной коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет и детей с ОВЗ (в том числе с ДЦП, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью); 1.2. создание дополнительных возможностей для формирования навыков успешной социализации воспитанников (в том числе детей с ОВЗ); 1.3. привлечение общественных объединений родителей детей-инвалидов к волонтерской работе по сопровождению воспитанников с ОВЗ в условиях группы кратковременного пребывания.
|
Описание инклюзивной практики |
Модель организации предметно-развивающей пространственной среды для детей с разными образовательными потребностями в соответствии с ФГОС ДО «Образовательная среда для всех». Предлагаемый Проект является механизмом организации микро- и макросреды среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО для повышения эффективности реализации образовательной программы, ориентированной на успех каждого обучающегося через разработку и апробацию модели «Образовательная среда для всех» по трем направлениям: - инклюзивная коррекционно-развивающая среда; -развивающая среда для детей с признаками одаренности; - социокультурная развивающая среда. Организация адаптивной коррекционно-развивающей среды (Центра игровой поддержки развития, далее - ЦИПР) для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет и детей с ОВЗ (в том числе с ДЦП, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью) позволит создать условия для перехода к инклюзивному образованию; организовать детско-родительскую группу кратковременного пребывания «Ясли с мамой» для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет. Общая концепция второго направления проекта основывается на работе с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Организованная в рамках программы работа научного общества обучающихся «Почемучки» осуществляется совместно с научным обществом учащихся «Спектр» МБОУ «СШ №15» города Нижневартовска. Реализация третьего направления проекта «Образовательная среда для всех» предполагает организацию развивающего игрового комплекса «Играй - город» на территории ОУ. Расположение на верандах мобильных макетов Центров игровой активности; организация этнографического Центра «Деревня» и эколого-познавательного центра, что позволит создать дополнительные условия, способствующие социализации воспитанников ДОУ (в том числе с ОВЗ) и поддержке интереса к природе родного края и природоохранной деятельности с учетом регионального компонента. |
Результаты реализации инклюзивной практики |
Результаты реализации модели «Образовательная среда для всех»:
|
Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ в условиях реализации модели | Занятия по дополнительным программам "Театр музыкальных инструментов" и «Дошколенок: по ступенькам творчества» (с использованием нетрадиционных техник рисования) способствуют активному развитию творческих способностей дошкольников с ОВЗ |
3. Дополнительные материалы | |
Дополнительные сведения об образовательной организации | В рамках Проекта предусмотрено дальнейшее социальное партнерство с муниципальными реабилитационными центрами и общественными объединениями родителей детей с ОВЗ «Лучик света», «Добролея», «Особенный мир»; коррекционными школами №3, №39, №26 по реализации задач преемственности образования. |
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
«Образовательная среда для всех»
В детском саду №10 «Белочка» реализуется проект «Образовательная среда для всех», который стартовал в прошлом учебном году. Его цель – осуществление взаимодействия с «Нижневартовским многопрофильным центром для инвалидов» для оказания услуг на базе нашего детского сада.
За время реализации проекта открыты семь групп для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В рамках интегрированного и инклюзивного образования обучение детей осуществляют профильные специалисты детского сада (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи).
Для ребят в детском саду созданы и продолжают совершенствоваться условия комфортного пребывания: предметно-пространственная среда групп, учитывающая индивидуальные особенности детей с ОВЗ (игры, игрушки, материалы и пособия для сенсорного и речевого развития, центры активности); интерактивное оборудование и специализированное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Три раза в неделю специалисты Центра согласно договору о сотрудничестве осуществляют сеансы реабилитации по педагогике, психологии и логопедии, проводятся сеансы массажа в специально оборудованных помещениях детского сада. Два раза в неделю педагоги (профильные специалисты) сопровождают детей в Центр для посещения бассейна, занятий лечебной физкультурой, гарденотерапией. Благодарим коллег за сотрудничество, а также ждем наших будущих воспитанников!